вторник, 3 августа 2010 г.

Средства распространения информации и культуры

Про информационный бум, и пользу и опасности информации, вернее ее обилие, я уже писал, и наш ученый совет не раз рассматривал эту тему. И далее я еще раз буду писать на эту тему, тем более она близка нашим партнерам в Элелайн, и сейчас дам публикацию по этой теме.

Общество нуждается в таком всестороннем и объединяющем средстве информации, которое выполняет широкий диапазон социальных функций - от стимулирования развития производительных сил (как в качестве технического средства информации, так и фактора, формирующего человека, участвующего в производстве) до поддержания духовного общения (хотя и получающего в различных социальных условиях различный, часто даже противоположный смысл).

С другой стороны, этот процесс все в большей мере касается и каждого человека. Удельный вес научных и культурных ценностей неизмеримо возрастает; для того, чтобы идти в ногу со временем, быть «на уровне века», человеку необходимо знать бесконечно больше, чем когда-либо прежде в истории. Он оказывается перед жестокой необходимостью «осваивать» гораздо большие пласты информации, одновременно все более ясно отдавая себе отчет в том, «что именно он должен знать».
Слова Льва Толстого об «истинной мудрости» или о «необходимой» информации, как мы сказали бы сегодня, приобретают в современную эпоху чрезвычайной дифференциации знаний и вместе с тем их синтеза смысл, может быть, не меньший, чем тезис об абсолютном росте информации. Он характеризует лишь другую сторону вопроса, намечая путь формирования духовного богатства и всестороннего развития личности, хотя эта всесторонность уже иного рода, чем универсальность таких умов прошлого, как Леонардо да Винчи или Ломоносов, охватывавших едва ли не всю сумму знаний, завоеванных к тому времени человечеством.

Соединяя «наглядность» кинематографа с «одновременностью» передачи и восприятия, свойственной радио, приближаясь по разнообразию форм к возможностям печатного слова, телевидение делает следующий шаг, открывая в области информации совершенно новые горизонты.

Нетрудно предположить, что по мере технического совершенствования и проникновения в самые широкие массы его роль будет неизменно возрастать. В этом смысле значение телевидения как массового средства распространения информации и культуры невозможно переоценить.